Таможенная пошлина

Экономическое содержание таможенной пошлины

Таможенная пошлина– один из видов косвенного налогообложения. Она играет существенную роль, как в формировании доходов государства, так и в регулировании внешнеэкономической деятельности.

В период существования СССР таможенная пошлина определялась согласно Таможенному тарифу. Первый советский Таможенный тариф был издан в 1922 г. Второй Тариф, принятый в 1924 г. (с последующей редакцией в 1927 г.), был направлен на реализацию мер новой экономической политики по стимулированию экономического развития народного хозяйства. Тариф создавал благоприятные условия для стимулирования производства промышленной продукции, развития сельского хозяйства. Начиная с 1929 г. в результате реформ по государственному регулированию внешнеэкономической деятельности и введению монополии государства на внешнеэкономическую деятельность Таможенный тариф утратил Таможенная пошлина фактически свою роль регулятора внешнеэкономической деятельности. Одной из сфер структурных преобразований, проводившихся в России в 90-х гг., явилась внешнеэкономическая политика. Переход на рельсы рыночных отношений потребовал иного тарифного регулирования, чем и было обусловлено принятие в 1993 г. нового Федерального закона «О таможенном тарифе».

Таможенная пошлина – это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Таким образом, таможенная пошлина взимается как при импорте, так и при экспорте товаров и транспортных средств.

Среди основных целей введения таможенных пошлин также значатся:

– защита экономики РФ от Таможенная пошлина неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

– обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику;

– рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ.

Таможенная пошлина имеет налоговую природу, поскольку является одним из видов налогов, позволяющих государству активно вмешиваться в экономическую жизнь страны и экономическими способами (таможенно-тарифные меры) регулировать внешнеэкономическую деятельность. Таможенная пошлина обладает всеми основными налоговыми характеристиками:

– уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственновластным принуждением;

– она не представляет собой плату за оказанные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

– поступления от уплаты таможенной пошлины не предназначены для финансирования конкретных государственных расходов;

– правовое регулирование таможенно-тарифных отношений носит односторонний характер и Таможенная пошлина исключает предоставление возможности субъектам таможенно-тарифных правоотношений договариваться по вопросам оснований взимания, размера и сроков уплаты и других аспектов налогообложения. Кроме того, таможенной пошлине присущи все основные элементы налога.

Таблица 6.7 – Показатели поступлений таможенной пошлины в доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2006 – 2008 гг.



Наименование доходов 2006 г. 2007 г. 2008 г.
млрд р. уд. вес, % млрд р. уд. вес, % млрд р. уд. вес, %
Всего доходов 10642,8 13250,7
Таможенная пошлина 21,02 17,52 21,77
Источник: Информация о фактическом исполнении консолидированного бюджета РФ за 2006 – 2008 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.roskazna.ru


documentaecovkz.html
documentaecpcvh.html
documentaecpkfp.html
documentaecprpx.html
documentaecpzaf.html
Документ Таможенная пошлина